Город мостов.
Санкт-Петербург называют Северной Венецией. Для этого есть все основания. Город пересекают шестьдесят восемь рек, каналов и протоков. При этом они образуют на его территории сорок два острова. Мосты возводились с первых дней существования города. Сначала они были временными, а позже, став постоянными, нередко превращались в шедевры архитектуры.

«Город мостов».
Петербург появился в дельте Невы, у выхода в Финский залив. На Балтийском море этот город стал первым русским портом. Для того чтобы начать строительство на довольно низких и заболоченных берегах, первым делом их нужно было осушить. С этой целью было вырыто несколько каналов. К тому же у Невы было несколько естественных протоков: Фонтанка, Мойка, Ждановка, Большая Невка и другие реки.
Протоки и каналы выполняли также роль транспортных артерий города. По ним перемещались лодки и баржи с людьми и разнообразным грузом. Некоторое время спустя, в XIX веке, часть каналов засыпали или убрали в трубы. На месте исчезнувших водных потоков появились улицы и бульвары. Но сегодня все же можно увидеть большую их часть. Так, сохранились каналы Грибоедова, Лебяжий, Крюков, Обводный, Зимняя канавка и другие.
О мостах.
В наши дни только в Санкт-Петербурге, не считая его пригородов, существует около трехсот мостов. И это без железнодорожных и путепроводов. Десятая их часть, около тридцати мостов, охраняется государством как памятники архитектуры. Среди них есть и каменные мосты XVIII века, украшенные монументальными гранитными арками и романтичными башнями, и аккуратные арочные и висячие, созданные в первую треть XIX века, и Аничков мост с его известными скульптурами.
Есть и среди созданных в ХХ веке мостов немало замечательных с точки зрения технического оснащения и архитектуы. Одновременно с основанием Петербурга в мае 1703 года, когда на Заячьем острове была заложена крепость, названная позже Петропавловской, на правом берегу Невы, на современной Петроградской стороне, было начато сооружение жилых домов из дерева.
Видимо, в это же время крепость и остров соединил деревянный наплавной мост. Он был первым в новом городе. Через несколько лет, в 1706 году, началось возведение новых бастионов Петропавловской крепости из кирпича. Мост решено было заменить на более прочный. Он также был из дерева, но уже опирался на сваи.
Вновь перестроен он был в 1738 году. После этого средняя часть моста так и осталась деревянной, а у берегов были сооружены каменные арки. Их можно увидеть и сегодня, хотя пролеты их уже давно заложены. Эти давние каменные конструкции были использованы как прибрежные устои современного Иоанновского моста, по которому можно добраться от Петроградской стороны к Иоанновским воротам, что расположены в восточной части Петропавловской крепости.
На левом берегу Невы в 1713 году сквозь леса и болота была проложена к зданию Адмиралтейства большая дорога. Позже она преобразовалась в главную магистраль города, то есть в Невский проспект. В одном месте дорога пересекала Фонтанку, по которой проходила граница города. Здесь, в месте расположения на тот момент заставы, в 1715 году был возведен деревянный мост. Строительством моста занимались солдаты под командованием подполковника М. О. Аничкова.
С тех пор мост неоднократно перестраивался, но, несмотря на это, его неизменно называют Аничковым. Вскоре там, где прародительница Невского проспекта пересекала Мойку, появился еще один деревянный мост. Какое-то время он был выкрашен в зеленый цвет, из-за чего был назван Зеленым мостом. Позже, уже 70-х годах, недалеко от моста был построен дом петербургского генерал-полицмейстера. Тогда Зеленый мост получил второе название — Полицейский.
К середине XVIII века в городе уже насчитывалось около сорока деревянных мостов. Почти половина из них располагала разводными подъемными пролетами. Архитектором многих из этих мостов был инженер Харман ван Болес. Именно он в конце 1710-х годов создал высокие деревянные шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора.
Первый наплавной деревянный мост на плашкоутах появился в городе в 1727 году. Он соединил берега Невы напротив Исаакиевской площади, примерно там, где сейчас стоит «Медный всадник». Простоял этот мост лишь одно лето. Затем, его не наводили следующие пять лет. А в 1732 году наплавной мост на прежнем месте был вновь построен «бомбардир-лейтенантом» Ф. Пальчиковым.
Всего же в XVIII-XIX веках берега основного русла Невы и ее северных рукавов — Малой Невы, Большой, Малой и Средней Невки — соединяли несколько наплавных деревянных мостов. Между Васильевским островом и Петербургской (ныне Петроградской) стороной в 1758 году был возведен Тучков мост. Спустя два года, появился Каменноостровский мост через Малую Невку. Еще через двадцать шесть лет, в 1786-м году, левый берег Невы с Выборгской стороной, примерно, напротив места, где теперь находится площадь Ленина, соединил Воскресенский мост.
В том же году был построен и Строгановский через Большую Невку у Каменного острова. Центр города с Петербургской стороной связал в 1825 году появившийся напротив Марсова поля наплавной Троицкий мост. Все эти мосты постепенно были заменены сначала деревянными, а позже — металлическими мостами постоянного типа.
В настоящее время в Санкт-Петербурге наплавных мостов нет. Но сохранились еще деревянные свайные. Их можно увидеть у Петропавловской крепости, на Кировских островах и на Обводном канале. Постепенно все их заменяют современные, более долговечные мосты, созданные из металла и железобетона. Первая набережная из камня появилась в 1720-х годах. Она окружала небольшой «гаванец» в Летнем саду у Фонтанки, подле Летнего дворца. Здесь стояли царские лодки.
Иногда Санкт-Петербург величают «Музеем мостов». Это неслучайно. Городские мосты отражают историю мостостроения трех последних столетий. Здесь можно увидеть мосты из самых различных материалов: дерева, чугуна, железобетона, стали, камня, алюминия. При возведении петербургских мостов были использованы последние достижения отечественной и мировой инженерной мысли своего времени. Создавали мосты не только выдающиеся инженеры, но и знаменитые зодчие.
Оформлены петербургские мосты согласно различным архитектурным стилям и направлениям. Мосты в Санкт-Петербурге первое время не имели постоянных названий. Называли их по находящимся рядом слободкам, частным домам, по именам строителей этих мостов, по цвету их окраски. Нередко мосты, как и улицы, были неоднократно переименованы. Часть из них сохранила свои старинные названия до нашего времени.
Так, и сегодня существуют мосты: Аларчин, Английский, Аничков, Банковский, Бердов, Вознесенский, Горсткин, Гренадерский, Егерский, Египетский, Итальянский, Казачий, Львиный, Могилевский, Обуховский, Поцелуев, Почтамтский, Прачечный, Тучков, Шлиссельбургский, Володарский, Мост Александра Невского, Большой Охтинский мост, мост императора Петра Великого, Литейный, Дворцовый, Биржевой и другие.
|
|