Самара - Приход Святого Сердца Иисуса.

Архангельск:
  • Архангельск
  • Малые Корелы
  • Кенозерский Национальный Парк
  • Соловки
  • Астрахань:
  • Астрахань
  • Собор святого Князя Владимира
  • Астраханский кремль
  • Иоанно Предтеченский монастырь
  • Казанская церковь
  • Великий Новгород:
  • Великий Новгород
  • Музей деревянного народного зодчества Витославлицы
  • Новгородский кремль
  • Софийский собор
  • Церковь Спаса Преображения
  • Ярославово дворище
  • Великий Устюг:
  • Великий Устюг
  • Вотчина Деда Мороза
  • Михайло Архангельский монастырь
  • Соборное дворище
  • Троице Гледенский монастырь
  • Владимир:
  • Владимир
  • Дмитриевский собор
  • Успенский собор
  • Золотые ворота
  • Волгоград:
  • Волгоград
  • Мамаев курган
  • Площадь Павших Борцов
  • Вологда:
  • Вологда
  • Вогодский Кремль
  • Софийский собор
  • Спасо Прилуцкий мужской монастырь
  • Дом музей Петра
  • Кирилло Белозерский монастырь
  • Иркутск:
  • Иркутск
  • Богоявленский собор
  • Знаменский женский монастырь
  • Спасская церковь
  • Казань:
  • Казань
  • Казанский кремль
  • Мечеть Кул Шариф
  • Губернаторский дворец в Казани
  • Кострома:
  • Кострома
  • Богоявленский монастырь
  • Церковь Иоанна Златоуста
  • Церковь Воскресения на Дебре
  • Ипатьевский монастырь
  • Краснодарский край:
  • Красная поляна
  • Грязевые вулканы
  • Памятники Новороссийска
  • Дольмены
  • Москва:
  • Москва
  • Московский кремль
  • Красная площадь
  • Собор Покрова на Рву Василия Блаженного
  • Храм Христа Спасителя
  • Новодевичий монастырь
  • Коломенское
  • Усадьба Царицыно
  • Усадьба Кусково
  • Третьяковская галерея
  • Московский государственный университет (МГУ)
  • Московский метрополитен
  • Большой театр
  • Останкинская телевизионная башня
  • Муром:
  • Муром
  • Благовещенский монастырь
  • Спасский монастырь
  • Нижний Новгород:
  • Архангельский собор
  • Кремль
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск:
  • Новосибирск
  • Собор Александра Невского
  • Часовня Святого Николая
  • Вознесенский кафедральный собор
  • Переяславль Залесский:
  • Переяславль Залесский
  • Горицкий монастырь
  • Никитский монастырь
  • Плещеево озеро
  • Синий камень
  • Пермь:
  • Пермь
  • Церковь Вознесения Господня
  • Архитектурно этнографический музей Хохловка
  • Свято Троицкая церковь
  • Псков:
  • Псков
  • Псковский кремль
  • Гремячая гора
  • Мирожский мужской монастырь
  • Церковь Варвары Великомученицы
  • Ростов Великий:
  • Ростов Великий
  • Рождественская церковь
  • Ростовский кремль
  • Авраамиев Богоявленский монастырь
  • Бориса и Глеба церковь
  • Спасо Яковлевский мужской монастырь
  • Успенский собор
  • Храм Спаса на песках
  •  


     

    Приход Святого Сердца Иисуса.

    Приход Пресвятого Сердца Иисуса является символом Самары. Редкий фильм про Самару обходится без съемок этого величественного и изящного архитектурного сооружения, а все самарские организации используют его изображение на своих эмблемах.

    Города и достопримечательности России - Приход Святого Сердца Иисуса



    С самим зданием собора и необычным способом сооружения его фундамента связано много легенд о тайных подземных ходах и спрятанных в них сокровищах. Как бы то ни было, здание Прихода Пресвятого Сердца Иисуса до сих пор остается одним из самых красивых во всем Поволжье.

    История.

    Не во многих городах Поволжья можно встретить католический костел. Самара как крепость, а позднее как уездный и губернский город, существует более 400 лет. Зарождение католичества на просторах Самарского Заволжья связывают с появлением поляков, а позднее и немцев. Первые католики появились в этих местах в 60-е годы ХVII века.

    После Андрусовского перемирия в 1667 году Полоцк возвратили Польше, однако шляхтичи четырех знамен во главе с полковником Гаврилой Гаславским остались служить русскому царю. В 1668 году московское правительство поселило безземельную, но боевитую польскую шляхту на границе между Россией и «Диким полем», где опытные воины выполняли функции пограничной стражи и получали за службу обширные земельные наделы, которые на старых картах назывались «панскими землями».

    Считается, что именно они стали основой большинства дворянских родов Поволжья. Россия проводила заселение огромных степных пространств и с радостью принимала всех желающих селиться на ее просторах в расчете на то, что переселенцы помогут поднять целинные земли и принесут с собой передовые агротехнические приемы. Век спустя, в 1762 году, Екатерина II издала манифест, по которому переселенцы получали большие льготы: свободу вероисповедания, освобождение от налогов, беспроцентные ссуды и многое другое.

    Вторым этапом «католической волны» в самарских краях был раздел Речи Посполитой, а третий был связан с разгромом восстания 1863 года в Польше и Литве. Ссыльных расселяли в Новоузенском уезде, однако большинство из них осело в городах. Это были люди хорошо образованные и воспитанные. Среди них были инженеры, врачи, землемеры, которые составили, несмотря на свое сомнительное политическое положение, цвет самарской интеллигенции.

    С ХVIII века на самарских землях поселились и немецкие колонисты. О массовом расселении немцев можно говорить, начиная с 1858 года, когда здесь возникли сразу две немецкие волости — Александертальская и Константиновская. Первая была заселена в основном меннонитами и евангельскими христианами, а вторая — католиками. Основной ее контингент составили немцы-ткачи из города Лодзи, а также германизированные поляки. Однако из-за промышленного застоя в перенаселенной Мазовии не было никаких перспектив, что и вытолкнуло переселенцев в глубинные районы Российской Империи.

    В 1863 году переселенцы основали Константиновку, в последствие ставшую волостным центром. В течение трех-четырех лет здесь возникли такие колонии, как Кайзергснаде, Петергоф, Николаев, Романов, Мариенау, Мариенталь (последние две посвящены Деве Марии) и прочие, причем почти во всех поселениях были католические приходы и часовни. Также большие приходы имелись в селах Абдулино, Краснополье и Кочетово.

    В 1850 году Самара стала губернским центром, причем к самарскому приходу принадлежало пять уездов: Самарский, Ставропольский, Бузулукский, Бугусланский и Бугульминский. Мессы здесь служил военный капеллан Казанского военного округа, курат тамошней римско-католической церкви. Образ жизни поляков, немцев и литовцев оказал влияние на людей, живущих в непосредственной близости, и в это время появились русские католики.

    Сегодня уже многое известно о храмах губернского центра. Мы и слово «храмы» здесь использовано неслучайно, ибо самарские католики последовательно строили три церковных здания. Первую католическую церковь выстроил богатый самарский предприниматель-католик Егор Никитьевич Аннаев, который родился в 1826 году в Астрахани и после смерти родителей жил у старших сестер. Одна из них, Екатерина, вышла замуж за русского купца, виноторговца Ивана Макке, который был итальянцем по происхождению и католиком по вероисповеданию. Именно он и приобщил Аннаева к католической вере.

    В 1858 году Егор Никитович решил построить церковь: «Исповедуя римско-католическую веру и желая исполнить как собственный обет, так и желание единоверцев моих, я поставил себе обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей матери и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий». 16 июня 1859 года он обратился к властям с прошением, к которому прилагались чертежи предполагаемой постройки, составленные архитектором Н. Н. Еремеевым. Они до сих пор хранятся в Санкт-Петербургском архиве.

    Там же находятся и копии планов и фасадов осуществленной постройки. Исследователи зодчества Самары, архитекторы А. Н. Жуков и Н. В. Мельникова, утверждают, что из сравнения данных графических материалов выходит, что авторами здания кирхи (церкви) были петербургские архитекторы Департамента проектов и смет правления путей сообщения и публичных зданий, а не самарский архитектор Еремеев, как считалось ранее.

    Однако в самодержавной России добиться осуществления своих законных прав иноверцам было не так-то просто. Аннаев добивался разрешения на строительство почти три года, и все это время во всех инстанциях проект здания и его местоположение рассматривались неоднократно. И даже, несмотря на ходатайство начальника Самарской губернии (губернатора) католика А. Арцимовича, дело вязло в бюрократических тенетах. И только после непосредственного обращения к государю императору в марте 1862 года поступило высочайшее соизволение утвердить прошение Аннаева. Окончательное разрешение было получено 2 мая 1862 года.

    В этом же году состоялась закладка храма на углу улиц Предтеченской и Дворянской (ныне Некрасовская и Куйбышевская), и уже 26 сентября 1865 года храм был освящен. Однако католикам он так и не достался — церковь передали лютеранам. Формальным поводом к этому послужило то, что в Самаре будто бы не было ста католических семей, положенных для открытия храма по закону Российской империи. На самом же деле истинной причиной было настороженное отношение властей к полякам после восстания 1863 года, а именно они составляли большинство в приходе. В глазах властей все поляки были бунтовщиками.

    Самарские католики в 1881 году начали хлопотать над тем, чтобы им разрешили «построить особую каплицу на добровольные пожертвования». Министерство внутренних дел, а затем и городская управа «дали добро» только через шесть лет. Много раз Городская Дума возвращалась к вопросу о выделении земли католикам для постройки молитвенного дома. Но всякий раз предложенный Управой участок казался думцам слишком хорошим для иноверцев.

    Наконец, им разрешили купить заброшенный кусок земли в 73-м квартале, который находился на углу улиц Алексеевской и Саратовской (ныне улицы Фрунзе и Красноармейская). Деревянный католический молитвенный дом построили в глубине участка по улице Саратовской. Скорее всего, уже тогда в будущем здесь задумали воздвигнуть большой храм, для коего и оставили свободное место. Этот деревянный дом до сих пор стоит за &Laguo;каменным костелом&raguo;.

    Теперь у католиков в Самаре имелся собственный молитвенный дом. В 1902 году приход добился разрешения на строительство каменного храма. Проект храма составил Фома Осипович Богданович, и его работа была высоко оценена профессионалами и опубликована на страницах 12-го номера петербургского журнала «Зодчий» за 1901 год. Это здание и сейчас остается одним из самых красивых в Поволжье.

    Строительство храма шло с 1902 по 1906 годы, и обошлось оно общине почти в 80 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма. Каменщики — мастера готической кладки — были приглашены из Нижнего Новгорода. Руководил строительством опытный самарский архитектор, зять городского головы П. В. Алабина, А. А. Щербачев. С этой задачей он прекрасно справился: новый, с двумя готическими башнями, храм был виден со всех сторон центра города, выделяясь своей красотой и необычностью.

    Внутреннее убранство было небогато, но все необходимое в храме имелось. Интерьер был изящен, самое важное то, что в Австрии за пять тысяч рублей купили орган. В те времена это было нечастой роскошью в церквах России. Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре был освящен 12 февраля 1906 года. В здании деревянного молельного дома стал жить священник.

    В 1930 году крайисполком закрыл храм. Члены «Союза воинствующих безбожников» ворвались в него и уничтожили все убранство, сбросили и разбили колокола, прекрасную фигуру ангела над входом и лучший в Поволжье орган. Тогда же кто-то из членов общины был расстрелян (как авторы письма «в защиту костела»), кто-то сослан, а кому-то удалось выжить и спастись.

    Сначала в здании храма было увеселительное заведение, затем антирелигиозный музей, а с 1941 года в нем находился музей краеведения, представленный в последние годы отделом природы. Однако стены храма, в отличие от многих других церквей, мечетей, синагог и молельных домов, устояли. Более шестидесяти лет в этом доме Божием не совершались мессы, но с 1991 года здесь началось возрождение.

    Официально же первая месса состоялась здесь 24 декабря 1991 года. В тот день приехавший из Москвы отец Тадеуш Пикус при большом собрании народа совершил Рождественскую мессу. И только 29 июня 1995 года храм был передан общине. В феврале 1999 года — через 93 года после первого освящения — состоялось повторное освящение храма Пресвятого Сердца Иисуса. Проводил его архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

    Современное состояние.

    Благодаря усилиям настоятеля отца Томаса Донахи и помощи старосты приходского совета Иосифа Коберского, к настоящему моменту здание отремонтировано и здесь регулярно совершаются богослужения. Приход католической церкви Святого Сердца Иисуса в Самаре многонационален и хотя его основу составляют поляки, немцы и их потомки, все же среди них есть белорусы, литовцы, украинцы, армяне и русские.

    В общину приходят люди, чьи родители (а позднее и они сами) были крещены в этом храме, приходит молодежь, помнящая о своих корнях и вере предков. В храме проводятся занятия по катехизации взрослых и детей, а также евангельские чтения. Каждый год члены общины принимают участие в паломничествах, что становится мощной духовной поддержкой для прихожан. Летом 1999 года отец Томас Донахи с помощью своих ирландских родственников и единоверцев организовал летний католический лагерь для детей самарского прихода.

     








    Рязань:
  • Рязань
  • Борисоглебский собор
  • Городище Старая Рязань
  • Рязанский кремль
  • Самара:
  • Самара
  • Самарская Лука
  • Иверский женский монастырь
  • Приход Святого Сердца Иисуса
  • Вознесенский Собор
  • Санкт-Петербург:
  • Санкт Петербург
  • Храм Воскресения Христова
  • Александро Невская Лавра
  • Государственный Русский музей
  • Петропавловская крепость
  • Исаакиевский собор
  • Город мостов
  • Зимний дворец
  • Медный всадник
  • Крейсер Аврора
  • Летний сад
  • Петергоф
  • Гатчина
  • Саратов:
  • Саратов
  • Национальная деревня
  • Свято Троицкий собор
  • Церковь Утоли моя печали
  • Сергиев Посад:
  • Сергиев Посад
  • Водопад Гремячий
  • Музей игрушки
  • Троице Сергиева Лавра
  • Смоленск:
  • Смоленск
  • Церковь Михаила Архангела Свирская
  • Смоленская крепостная стена
  • Катынь
  • Сочи:
  • Сочи
  • 33 водопада
  • Гора Ахун
  • Парк Дендрарий
  • Красная Поляна
  • Суздаль:
  • Суздаль
  • Кидекша
  • Музей деревянного зодчества
  • Александровский монастырь
  • Покровский монастырь
  • Рождественский собор
  • Спасо Евфимев монастырь
  • Тверь:
  • Тверь
  • Белая Троица
  • Путевой дворец
  • Староволжский мост
  • Христорождественский женский монастырь
  • Вознесенский собор Церковь Вознесения Господня
  • Старицкие пещеры
  • Тула:
  • Тула
  • Тульский кремль
  • Куликово поле
  • Ясная Поляна
  • Уфа:
  • Уфа
  • Соборная мечеть
  • Спасская церковь
  • Якутск:
  • Якутск
  • Спасский монастырь
  • Преображенская церковь
  • Никольский собор
  • Ярославль:
  • Ярославль
  • Церковь Иоанна Предтечи
  • Церковь Богоявления
  • Церковь Ильи Пророка
  • Ансамбль церквей в Коровниках
  • Спасо Преображенский монастырь
  • Достопримечательности России:
  • Архыз
  • Валаам
  • Гуамское ущелье
  • Успенский Дивногорский мужской монастырь
  • Долина котлов
  • Древний Город Аркаим
  • Изборск
  • Исчезающая река Рагуша
  • Капова пещера
  • Кижи
  • Костенки
  • Курманаевские пещеры
  • Озеро Байкал
  • Петроглифы
  • Плато Лаго Наки
  • Печоры
  • Шушмор
  • Ущелье Руфабго
  • Хаджохский каньон

  • © 2010 Goroda.tcoa.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!