Храм Спаса на песках.
Пятиглавый храм Спаса на песках в прошлом был соборным храмом существовавшего здесь в XIII веке Княгинина монастыря. Основан он был дочерью тверского князя Михаила и женой ростовского князя Василько Марией - единственной в русской истории женщиной-летописцем.

Ее, как основательницу монастыря, в 1271 году погребли под Спасской церковью. Это как раз и послужило поводом для переименования монастыря в «Спасский, что на Песках, княгини монастырь». Месторасположение. Находится храм рядом с Яковлевским монастырем.
История.
До конца XVI века все строения монастыря, в том числе и ограда, были деревянными. Каменное строительство началось здесь только в конце XVI — начале XVII веков, когда была построена соборная церковь Спаса Преображения. Первое документальное упоминание о храме относится к 1642 году. Нынешнее же его здание — Церковь Спаса Преображения на Песках была воздвигнута на месте слободской церкви в 1711 году.
В главном помещении этого храма, слева от входа, до сих пор сохранилась надпись XIX века, повествующая о том, что Спасская церковь была освящена митрополитом ростовским Кириллом 1 июля 1603 года. В XVII столетии рядом с ней воздвигли теплую каменную Георгиевскую церковь и выстроили паперть, соединявшую ее с церковью Преображения. Над самой папертью возвышалась стройная шатровая колокольня. Скорее всего, в это же время была изменена и церковь Спаса Преображения, имеющая черты архитектуры второй половины XVII века.
Само величественное здание храма поставлено на подклет, а его наружные стены разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идет пояс такого же рисунка, что и на Успенском соборе, а наружные стены галереи украшены ширинками со вставками из керамики, на которых изображены всадники, цветы и схематические картины строительных работ.
Низкая трапезная объединяет в себе стройный пятиглавый четверик с алтарем и стройную шатровую колокольню. Никольский придел, расположенный с северной стороны, придает постройке оригинальную асимметрию. Все эти строения расположены на одной оси и представляют собой традиционную продольно-осевую схему. Как объемный тип, так и декор памятника — перспективные порталы, килевидные кокошники, а также выложенные из тесаного кирпича фигурные наличники окон — характерны для московской церковной архитектуры XVII века.
И только некоторые детали — угловые колонки и раковины в кокошниках — отвечают стилю рубежа XVII-XVIII веков. Высокая шатровая колокольня также выполнена в стиле XVII века, и в сочетании с объемом храма она создает вертикальную композицию, имеющую градостроительное значение и в настоящее время. В 1763 году в юго-западном углу трапезной был устроен придел Михаила Архангела, причем сделано это было на средства титулярного советника Михаила Иванова.
В 70-х годах XVII столетия помещения церкви и галерей были оштукатурены, восточная стена ниже иконостаса расписана фресками, характерными для ростовских стенописей того времени. Проемы алтарных дверей украшены богатым орнаментом, а над ними в фигурных обрамлениях размещены отдельные композиции. В промежутках между иконами нижнего ряда и иконостасом видны фризы с ангелами, летящими в облаках. Фигуры ангелов украшают и колонки перед алтарными вратами.
Вся живопись исполнена здесь в лазурно-бирюзовых и золотистых тонах. Кстати, роспись на стенах храма и галереи была выполнена в XIX веке по штукатурке XVII столетия. Спасо-Песоцкий монастырь был упразднен в XVIII веке, а храмы переданы Яковлевскому монастырю, который находится по соседству. После этого его стали именовать Спасо-Яковлевским.
Однако церкви того времени не приносили дохода, отчего их стали постепенно уничтожать. К тому же во время московского пожара в 1812 году здесь сгорели пять церковных домов, где помещались библиотека, церковноприходская школа и богодельня. Сам храм чудом уцелел, но был варварски разграблен. И только в 1849 году здесь возвели церковную ограду участка с неоготическими воротами, которые, после того, как в 1891 году появилась западная пристройка к колокольне, стали входом в храм. Колокольня церкви известна тем, что в начале XX века в ней звонил известный звонарь-виртуоз К. К. Сараджев.
Итак, от единого архитектурного ансамбля Спасо-Песоцкого монастыря до наших дней сохранилась лишь Спасская церковь, сооружения которой относятся к XVI-XVII векам. Перестроена она была в 1879 году. Старинные своды над подклетом переделаны, настелен новый пол, а в самом подклете оборудована Сергиевская церковь, стены и своды которой расписаны масляными красками.
В советское время церковные здания национализировали, а сам храм закрыли. Начиная с 1930-х годов, в его здании располагались различные мастерские и учреждения. В 1979 году здесь провели внешний ремонт, и до начала 1990-х годов здание храма занимало «Творческое объединение кукольных фильмов» киностудии «Союзмультфильм». Как и многие другие, Церковь Спаса Преображения на Песках была возвращена верующим 1991 году. Богослужения возобновлены в ней к 1993 году.
Любопытно, что эта церковь была возведена по типовому проекту — в том же году в солдатской Лефортовской слободе, расположенной на другом конце Москвы, была построена Петропавловская церковь — близнец Спасопесковской. К югу от церкви начал строится «Дом Поленова» — культурный центр музея художника.
Окружение храма.
Иногда кажется, что Спасопесковский переулок словно растворяется в небольшой и уютной площади с маленьким сквериком, который был устроен в 1871 году владельцем дома № 8 Н. А. Львовым. Назван он был Пушкинским — в память о поэте, бывавшем в окрестных домах. Кстати, здесь же в 1993 году по инициативе Российского пушкинского общества был установлен памятник поэту. Его скульптором стал Ю. Динес.
Позади церкви можно увидеть еще один памятник архитектуры (дом № 6). Он представляет собой образец более позднего, послепожарного московского строительства. Это небольшое здание с обязательным колонным портиком ионического ордера и необычным арочным антаблементом, таким же, как у дома Штейнтеля в Гагаринском переулке (дом № 15.) Из архивных документов узнаем, что он был выстроен в 1820 году женой поручика А. Г. Щепочкиной на сохранившемся здесь каменном фундаменте — основе деревянного дома, принадлежавшего коллежскому асессору П. У. Устинову.
Ворота дома значительно старше его самого и сложены из такого же кирпича, что и Спасопесковская церковь, в связи с чем исследователи предположили, что ворота некогда вели на церковное кладбище — раньше при каждой московской церкви были небольшие кладбища.
Современное состояние.
Церковь Спаса Преображения на Песках прекрасно организует пространство Спасопесковской площади и своим выразительным силуэтом живо вписывается в панораму арбатских дворов. Пейзаж «Московский дворик», написанный жившим неподалеку художником В. Д. Поленовым, сделал церковь символом патриархальной Москвы.
|
|