Третьяковская галерея.
Государственная Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русского изобразительного искусства в мире. Основана она была как личное собрание картин русских художников. А в 1892 году коллекция была передана в дар Москве ее хозяином ─ П. М. Третьяковым. В музее представлено богатое собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе здесь представлены здесь работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, С. Ф. Ушакова.

Третьяковы.
Павел Михайлович Третьяков был потомком древнего, но небогатого купеческого рода, история которого началась в Малоярославце. В 1852 году семья приобрела в Толмачах дом с просторным двором и садом в приходе Николая Чудотворца. Первые художественные произведения Павел Третьяков сделал в середине 1850-х годов. Он приобрел на Сухаревке 11 графических листов. Через год им были куплены картины, написанные маслом.
В основном это были работы голландских мастеров. Позже Третьяков предпочитал приобретать холсты русских художников. В 1853 году вышло в свет «Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова». Третьяков ознакомился в 1856 году с этой коллекцией, посетил Эрмитаж в Петербурге — эти события и побудили Павла Михайловича к собирательству картин.
Первое время в его коллекции появлялись работы его еще мало известных современников. Одной из первых появилась у Третьякова картина В. Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 год). Произошло это в 1856 году. Считается, что именно в этот год и родилась Третьяковская галерея.
Картины коллекционер часто приобретал вопреки мнению критики и запрету цензуры. Он пользовался особенным доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения. К 1972 году коллекция насчитывала уже более полутора сотен картин. Места в гостиной, где они располагались, уже явно не хватало. Весной 1874 года было выстроено для коллекции двухэтажное здание, а еще через семь лет галерея была открыта для свободного посещения.
Еще через год в галерее появились три новых зала наверху и столько же внизу — под углом к старому корпусу параллельно Малому Толмачевскому переулку. Москва получила коллекцию Третьякова в дар в августе 1892 года. На тот момент собрание состояло из 1287 живописных произведений, 518 рисунков, девяти скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и восьми рисунков иностранных мастеров (в основном французских и немецких второй половины XIX века).
Общая стоимость его составила 1 429 000 рублей. П. М. Третьяков был признан почетным гражданином Москвы за заслуги перед столицей. Московской городской думой летом 1899 года был создан попечительский Совет — коллегиальный орган по управлению Галереей. Помимо городского головы князя В. М. Голицына (председателя Совета), в его состав вошли В. А. Серов — от российских художников, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков — от московских коллекционеров. Вторая дочь Третьякова Александра Павловна Боткина представляла семью основателя.
В 1917 году в состав галереи вошли коллекции Боткиной, Е. В. Борисовой-Мусатовой, В. О. Гиршмана, М. П. Рябушинского и других. После 1918 года галерея была национализирована, а ее собрание в разы увеличилось за счет включения в него коллекций Остроухова и галереи Цветкова, картин русской школы из московского Румянцевского музея и других частных коллекций, например, С. В. Бахрушина, П. И. и В. И. Харитоненко, С. А. Щербатова и других.
Затем собрание Третьяковской галереи пополнялось за счет систематических закупок, организации экспедиций по поиску произведений иконописи, дарений и пожертвований, среди которых были коллекции А. А. Сидорова, П. Д. Корина, Г. Д. Костаки, А. К. Ларионовой-Томилиной и других. В 1927 году во владения галереи перешел соседний дом по Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). В 1928 году он был перестроен, после чего в нем разместились администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей и фонды графики. Здание это было соединено с основным пристройкой.
В 1929 году галерея также получила здание церкви Николы в Толмачах. Она выполняла функции запасника живописи и скульптуры. Отсюда позднее был сооружен проход в заново выстроенный двухэтажный корпус с экспозиционными залами. Его верхний этаж был оборудован для размещения картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», созданной в 1837-1857 годы.
В 60-е и 70-е годы в галерее были организованы выставки, посвященные искусству конца XIX — начала XX века. До этого художников нереалистического направления обвиняли в формализме, а после выставок их творчество привлекло интерес исследователей художественного творчества. В это же время галерея начала организовывать передвижные выставки для того, чтобы познакомить со своим собранием другие города и страны.
Галерея сегодня.
В 1995 году галерея вмещала в себя свыше 50 тыс. произведений искусства. Здесь собраны такие образцы русской живописи и скульптуры XVIII — первой половины XIX вв., как произведения Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, скульптора Ф. И. Шубина и др., полотна К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, П. А. Федотова. Очень полно представлены работы передвижников: В. Г. Перова, И. Н. Крамского, В. И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове» и др.), В. Е. Маковского, А. М. Васнецова и В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина (в том числе «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали»), скульптуры М. М. Антокольского, работы живописцев и графиков конца XIX — начала XX вв.
Представлено здесь отечественное многонациональное искусство XX в. произведениями таких мастеров авангарда, как В. В. Кандинский, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, М. З. Шагал и другие. В 1922 году был создан отдел рукописей, где собрано более 200 тыс. документов по истории русской художественной культуры XVIII-XX веков, а также личные фонды художников и искусствоведов.
Регулярно музей организует выставки. Крупнейшие из них: «Автопортрет в русском и советском искусстве» (1976 год); «Великая утопия русского авангарда», (1993 год), ретроспективные выставки выдающихся мастеров (Малевича, 1989 год, Кандинского, 1989 год, Шагала, 1991 год). В 2006 году у Государственной Третьяковской галереи 150-летиний юбилей. Этому событию посвящены специальные выставки, издания, проект «Третьяковские встречи», программы для детей и многое другое.
Залы:
№ 1 Портреты Первой Половины Xviii В № 2 Искусство Второй Половины Xviii — Начала Xix Веков № 3 Искусство Середины — Второй Полови Xviii Века. Федор Рокотов № 4 Зал Академии Художеств Xviii Века № 5 Искусство Второй Половины Xviii Века. Дмитрий Левицкий. № 6 Пейзаж И Портрет Xviii Века. № 7 Живопись Конца Xviii — Начала Xix Веков. Владимир Боровиковский. № 8 Орест Кипренский И Его Современники-пейзажисты № 9 Живопись Первой Половины Xix Века. Карл Брюллов. № 10 Александр Иванов № 11 Зал Академии Художеств Первой Половины Xix Века № 12 Живопись Первой Половины Xix Века. Александр Иванов. № 13 Живопись Первой Половины Xix Века. Василий Тропинин. № 14 Алексей Венецианов И Его Школа № 15 Павел Федотов И Его Современники № 16 Реализм 1850-х — 1860-х Годов № 17 Искусство Второй Половины Xix Века. Василий Перов. № 18 Искусство Второй Половины Xix Века. Алексей Саврасов. Федор Васильев. № 19 Пейзаж Второй Половины Xix Века № 20 Искусство Второй Половины Xix Века. Иван Крамской. № 21 Архип Куинджи № 22 Академическая Живопись Второй Половины Xix Века № 23 Жанровая Живопись Передвижников № 24 Жанровая Живопись Передвижников № 25 Искусство Второй Половины Xix Века. Иван Шишкин. № 26 Искусство Второй Половины Xix Века. Виктор Васнецов. № 27 Василий Верещагин № 28 Василий Суриков № 29-30 Искусство Второй Половины Xix Века. Илья Репин. № 31 Искусство Второй Половины Xix Века. Николай Ге. № 32-33 Михаил Врубель № 34 Николай Рерих № 35 Василий Поленов № 36 Реализм 1880-1890-х Годов № 37 Реализм 1980-1890-х Годов. Исаак Левитан. № 38 Союз Русских Художников № 39 Искусство Рубежа Xix-xx Веков. Михаил Нестеров. № 40 Скульптура Рубежа Xix — Xx Вв. № 41-42 Искусство Рубежа Xix-xx Веков. Валентин Серов. № 43 Искусство Рубежа Xix-xx Веков. Константин Коровин. № 44 Искусство Рубежа Xix-хх Веков. Виктор Борисов-мусатов. № 45 «мир Искусства» № 46 Мастера «голубой Розы» № 47 Сергей Конёнков № 48 Мастера «голубой Розы» № 49 Графика. Xviii Век. № 50 Графика. Первая Половина Xix Века. № 52 Графика. Вторая Половина Xix Века. № 55 Сокровищница № 56 Искусство Домонгольской Руси № 57 Искусство Ростово-суздальской Руси № 58 Новгород И Псков Хiii — Xv Века № 59 Византия. Балканы. Феофан Грек. Тверская Школа Xiv Века. № 60 Андрей Рублев. Дионисий. № 61 Иконопись Xvi Века № 62 Иконопись Конца Xvi — Начала Xviii Века.
|
|